В России полностью сформирована нормативная правовая база для юридически значимого электронного документооборота, включая обмен электронными счетами-фактурами.
Многие предприятия и организации начинают переходить на безбумажный документооборот с клиентами и поставщиками.
Продавец |
Оператор ЭДО |
Покупатель |
|||
Подготовить документ в учетной системе | Подписать электронной подписью, отправить электронный документ с помощью стороннего ПО |
Передача документов оператором электронного документооборота |
Загрузить пришедшие электронные документы с помощью стороннего ПО |
Создать и заполнить документ в учетной системе |
Проверить и провести |
Пользователи программ "1С:Предприятия 8" имеют возможность получить дополнительные преимущества при использовании решения для обмена электронными документами "1С-Такском" – совместной разработки фирмы "1С" и старейшего оператора электронной отчетности компании "Такском".
Продавец |
"Такском" |
Покупатель |
Подготовить документ в "1С:Предприятии". Нажать кнопку "Сформировать, подписать и отправить" | Передача документов оператором электронного документооборота "Такском" | Проверить и нажать кнопку "Провести" (документ в "1С:Предприятии" создается автоматически) |
Доступ к "1С-Такском" реализован в прикладных решениях:
Состав прикладных решений, включающих "1С-Такском", планируется расширять.
Также у пользователей есть возможность встроить функциональность "1С-Такском" и в другие конфигурации на платформе "1С:Предприятие 8.2", самостоятельно или с помощью партнеров фирмы "1С". Для этого фирма "1С" опубликовала дистрибутив решения "1С:Библиотека электронных документов 8.2"
До 31 декабря 2012 г. – специальные льготные условия |
Обычные условия (после 31 декабря 2012 г.) |
|
|
* Один отправленный счет-фактура дает право на бесплатную отправку двух любых других документов, не зависимо от получателя, очередности и времени отправки (в пределах расчетного периода – календарного месяца).
В настоящее время к обмену электронными документами через "1С-Такском" могут подключиться зарегистрированные пользователи программных продуктов на платформе "1С:Предприятие 8.2", заключившие договор 1С:ИТС.
Все зарегистрированные пользователи программ "1С:Предприятие" всех версий (включая базовые и отраслевые решения) могут заключить договор 1С:ИТС с партнером фирмы 1С.
Обязательным условием использования юридически значимого электронного документооборота является наличие у пользователя сертификата электронной цифровой подписи (ЭЦП). При работе с "1С-Такском" подходят сертификаты ЭЦП любых удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия ФНС России. Если сертификата ЭЦП нет, рекомендуем получить его у регионального представителя компании "Такском".
Если используется клиент-серверный режим работы, то первоначальную настройку нужно производить на сервере; также необходимо обеспечить доступ серверного процесса "Агент сервера 1С:Предприятия 8.2" к закрытой части ключа подписи, установленной на сервере. Данный ключ будет использоваться для авторизации на сервере "Такском-Доклайнз" и для подписания служебных документов – соглашений и уведомлений.
Для технического подключения обмена электронными документами "1С-Такском" пользователю достаточно:
Система технически готова к обмену электронными документами.
Для обеспечения правомерности и юридической значимости обмена электронными документами с контрагентами необходимо подготовить и оформить ряд документов:
После выполнения этих условий можно начинать юридически значимый обмен электронными документами.
|
Обмен документами в бумажном виде |
Обмен документами в электронном виде (на примере "1С:Предприятия 8" и "1С-Такском") |
Данные о контрагенте |
- Ввод реквизитов контрагента |
- Ввод реквизитов контрагента - Создание "Соглашения об использовании электронных документов" |
Отражение документа в учете |
1. Ввод первичного документа 2. Печать на принтере |
1. Ввод первичного документа |
Визирование ответственным лицом |
3. Собственноручная подпись 4. Печать организации |
2. Формирование ЭЦП |
Передача контрагенту |
5. Реестр исходящих документов 6. Передача лично или отправка почтой (курьерской службой) |
Отправка электронного документа с ЭЦП и сохранение в реестре исходящих - происходят автоматически |
Получение документа с визой контрагента |
7. Получение лично или по почте (курьерской службой) 8. Проверка полученного экземпляра с подписью 9. Реестр входящих документов |
Получение электронного подтверждения с ЭЦП контрагента, автоматическая проверка ЭЦП контрагента и сохранение в реестре входящих - происходят автоматически |
Хранение оригинала в архиве |
10. Подшивка в папку оригинала с подписями и печатями |
Формирование архива - происходит автоматически |
|
Обмен документами в бумажном виде |
Обмен документами в электронном виде в "1С:Предприятии 8" |
Данные о контрагенте |
- Ввод реквизитов контрагента |
- Ввод реквизитов контрагента - Создание "Соглашения об использовании электронных документов" |
Получение документа с визой контрагента |
1. Получение лично или по почте (курьерской службой) 2. Проверка полученного экземпляра с подписью 3. Реестр входящих документов |
Получение электронного документа с ЭЦП контрагента, автоматическая проверка ЭЦП контрагента и сохранение в реестре входящих - происходят автоматически |
Визирование ответственным лицом |
4. Собственноручная подпись 5. Печать организации |
1. Формирование ЭЦП |
Передача контрагенту |
6. Передача лично или отправка почтой (курьерской службой) 7. Реестр исходящих документов |
Отправка электронного подтверждения с ЭЦП и сохранение в реестре исходящих - происходят автоматически |
Отражение в учете |
8. Ввод первичного документа |
Заполнение данных - происходит автоматически 2. Ручной ввод недостающих данных, специфичных для стороны получателя |
Хранение оригинала в архиве |
9. Подшивка в папку оригинала с подписями и печатями |
Формирование архива - происходит автоматически |
В настоящее время большинство организаций при ведении хозяйственной деятельности и заключении договоров обмениваются документами большей частью на бумажных носителях.
Это замедляет сам процесс обмена, увеличивает затраты на доставку документов, приобретение расходных материалов и хранение архивов, а также прибавляет работы сотрудникам всех контрагентов. Кроме того, документы на бумажных носителях легко теряются, а чернила с годами могут выцвести так, что текст невозможно будет разобрать.
Избежать всех этих проблем поможет переход на обмен электронными документами.
С правовой точки зрения такая возможность у организаций существует давно.
В 2002 году был принят Федеральный закон № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон № 1-ФЗ об ЭЦП), который приравнял документы в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью, к документам на бумаге, подписанным сторонами договора (утрачивает силу с 1 июля 2013 года). Именно этот закон позволил участникам гражданско-правовых отношений обмениваться электронными договорами, актами, накладными и иными документами и установил условия, при выполнении которых эти документы равнозначны аналогичным на бумажных носителях.
С 8 апреля 2011 года действует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон № 63-ФЗ об ЭП), который определил порядок получения и использования электронной подписи и обязанности участников обмена электронными документами.
Совместным приказом Минфина России и ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ утвержден порядок представления по требованию налогового органа документов в электронном виде. Однако в настоящее время форматы, по которым должен осуществляться такой обмен между налоговым органом и налогоплательщиком пока не утверждены.
Для того чтобы налогоплательщики могли представлять документы в налоговые органы в электронном виде, ФНС России приказом от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@ утвердила форматы первичных документов - ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг). Эти форматы носят рекомендованный характер, и стороны договора могут не использовать их при обмене между собой. Однако в этом случае они не смогут воспользоваться правом представления в электронном виде документов по требованию инспекции.
Со 2 сентября 2010 года действует абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ, предоставляющий налогоплательщикам возможность выставлять счета-фактуры в электронном виде. Форма счетов-фактур, в том числе корректировочных, правила их заполнения, утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
Приказом ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138 (действует с 23.05.2012) утверждены электронные форматы счета-фактуры, журнала полученных и выставленных счетов-фактур и книг продаж и покупок (в том числе форматы дополнительных листов книг). Также приказом ФНС России от 30.01.2012 № ММВ-7-6/36@ утверждены Форматы представления документов, используемых при обмене счетами-фактурами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде утвержден приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н.
©2011-2021 ЧОУ ДПО "Инфогарантсервис"